График работы:
пн-пт 9:00-18.00
г. Владимир, ул.Чайковского, 40а

Учетная политика организации: положения, цели, способы ведения учета

Бухгалтерский учет в организации и на предприятии — одна из ключевых управленческих функций. Бухучет направлен на упорядочивание всего объема данных, касающихся деятельности компании (учреждения). В рамках учета бухгалтеры собирают, регистрируют и обобщают сведения об имуществе, капитале, обязательствах фирмы. А руководители (собственники бизнеса) получают достоверную картину состояния предприятия и перспектив роста.

Бухучет реализуется на практике в соответствии с правилами учетной политики (УП) организации. Это важное требование, предъявляемое к налоговому и бухучету. Формирование учетной политики — серьезная задача, от ее решения зависит эффективность управления компанией.

Основы учетной политики

Принципы учетной политики раскрыты в Положениях по бухучету от 2008 года. ПБУ регламентирует порядок бухгалтерских процедур в России в соответствии с мировыми требованиями. Учетная политика организации определяется как некая совокупность методик и способов осуществления бухучета. Главными составляющими принято считать: формирование первичного документооборота, ценовое измерение, обобщение фактических данных о работе хозяйствующего субъекта.

УП представляет собой документ, где описаны все нормы, принципы бухгалтерского, а также налогового учета для конкретной фирмы. Этими правилами руководствуется бухгалтерия в своей работе по отражению финансов, имущества, совершенных операций и т. д. Тем самым, учетная политика — это выбранная для того или иного предприятия система учета.

Функции, цели и задачи

Центральная функция документа об УП — фиксация отобранных способов ведения бухгалтерии. Дополнительно решается задача обеспечить внутренний контроль над процессами, происходящими в компании.

Учетная политика предприятия выстраивается в целях:

  • регламентировать методы учета;
  • описать бухгалтерские процессы и операции (основы работы бухгалтерии, документооборот и прочее).

Разработка УП решает важную задачу построения информационной базы об экономической деятельности фирмы (учреждения), что, в конечном счете, определяет эффективность предприятия, его развитие. Кроме того, документ об учетной политике позволяет наладить информационное взаимодействие бухгалтеров с другими сторонами внутри компании и за ее пределами.

Формирование УП направлено также на приведение отечественного бухучета в соответствие принятым общемировым стандартам, как того требует ПБУ 2008-го г.

Допущения и требования ПБУ

Введенные в 2008 году Положения предполагают допущения и устанавливают требования к формируемой учетной политике. 

Допущения, возможные при составлении УП:

  • обособленность имущества — разделение активов компании и ее собственников, а также обязательств других предприятий;
  • непрерывная деятельность — за основу принимается тот факт, что в обозримой перспективе компания намерена функционировать полноценно, со всеми принятыми обязательствами;
  • последовательность ведения учетной политики — разработанный документ об УП применяется последовательно, на протяжении всех отчетных периодов;
  • временная отнесенность фактов экономической деятельности — фактические сведения об экономической деятельности фирмы относятся к конкретному отчетному периоду, когда произошли соответствующие события (независимо от времени получения денег или осуществления выплат).

Перечисленные допущения не меняются на протяжении вот уже многих лет. Первоначально основы учетной политики были введены Приказом Министерства финансов в 1994 году. В последующем это Положение заменили на ПБУ 1998-го г. В 2008 году утверждены современные правила, которые содержат прежние допущения и предъявляют новые требования к качеству данных УП.

Требования к сведениям УП

Действующие Положения устанавливают перечень требований к качеству данных, получаемых вследствие учетной политики:

  • полнота информации — бухучет должен отражать все факты экономической деятельности предприятия;
  • своевременность — необходимо своевременно готовить отчетность и отражать работу организации;
  • осмотрительность — для того чтобы правильно формировать учет, нужно предполагать увеличение затрат и обязательств по отношению к активам и ожидаемым доходам (при этом, не допускаются неучтенные резервы);
  • содержательность — в бухучете важен приоритет содержания над формальной стороной (необходимо отражать факты, в первую очередь, в силу их реальной экономической сущности);
  • соответствие данных — требуется добиваться равнозначности данных аналитики и учета по каждому отчетному месяцу;
  • рациональная обоснованность — соответствие бухучета масштабам предприятия и условиям ведения бизнеса.

По действующему закону о бухучете 2013 года (402-ФЗ), исключается требование обязательного использования в учете первичных документов стандартного образца. Отныне руководитель каждого ООО или АО вправе сам определять формы первичной документации (они должны фиксироваться в учетной политике фирмы).

Возможности коррекции учетной политики

Законом предусмотрены возможности изменения УП организации. Это вступает в противоречие с положением о непрерывности проводимой учетной политики. Но бывают ситуации, когда необходимо менять отдельные элементы учета.

Условия для корректировки или пополнения учетной политики:

  • правовые изменения;
  • введение новых способов бухучета;
  • смена владельца компании;
  • ряд прочих условий.

Виды учетной политики

Выделяют два вида УП: для целей бухучета и налогообложения. Также на предприятии могут формироваться правила для ведения отчетности в соответствии с общемировыми требованиями, такими как IFRS или US GAAP.

Методология учетной политики предписывается перечнем законодательных актов РФ. При формировании УП следует ориентироваться на упомянутые выше ПБУ 2008-го г. и закон «О бухгалтерском учете» (402-ФЗ). Учетная политика в сфере налогообложения строится на основании Налогового кодекса России.

Аспекты ведения бухгалтерского учета

Реализация бухучета на предприятии во многом определяется направленностью и спецификой его экономики, а также особенностями организационно-правовой формы (ООО, ЗАО и др.). Тем не менее, существуют общие аспекты, которые, как правило, описываются в документе об учетной политике.

Аспекты УП для целей бухучета:

  • рабочий план счетов;
  • образцы первички и бухгалтерских регистров;
  • способ закупки и заготовления средств;
  • методика начисления амортизации;
  • учет получения и потребления производственных запасов;
  • учет транспортно-заготовительных затрат;
  • способ учета товаров;
  • распределение получаемых доходов;
  • расчет выручки по результатам предоставленных услуг, исполненных работ, реализованных товаров;
  • учет специальных инструментов, машин, спецодежды.

Каждый аспект бухучета в организации описывается согласно ее особенностям, нуждам и требованиям законодательства.

Виды начисления амортизации

Существует несколько разновидностей начисления амортизации: линейным методом (равными частями в рамках определенного периода), уменьшением остатков, списанием цены пропорционально объему товара или по срокам использования.

Учет получения и потребления производственных запасов

Запасы производства могут рассчитываться исходя из себестоимости товарной единицы или среднего значения, а также методикой естественной очереди (ФИФО).

Транспортно-заготовительные затраты

Фирмы, занимающемся торговлей, рассчитывают транспортно-заготовительные затраты исходя из себестоимости продукции и погашения расходов при реализации товаров.

Способ учета товаров

Предприятия розничной торговли могут осуществлять бухучет товаров по покупным ценам (исключая наценку).

Способы распределения доходов

В соответствии со спецификой предприятия доходы могут распределяться по различным статьям (в частности, распределение по обычным видам деятельности).

Расчет выручки от работ и товаров с продолжительным сроком

Для исчисления размера выручки с работ и товаров, которые характеризуются продолжительным выполнением (изготовлением), может применяться способ расчета по факту готовности.

Аспекты налогового учета

Выработка учетной политики в налоговой сфере зависит от специфики компании и выбранной системы налогообложения.

В УП в целях налогового учета закладываются такие аспекты как:

  • вычисление доходов и затрат для определения налога на прибыль;
  • расчет стоимости запасов производства;
  • исчисление основной и не материальной амортизации;
  • создание резервов для корректировки налога на прибыль;
  • расчет НДС.

Метод определения доходов и затрат для расчета налога на прибыль

Налоговый кодекс устанавливает 2 возможных метода расчета налога на прибыль. Первый, наиболее распространенный вариант — метод начисления (доходы и затраты учитываются по мере появления, в фактическом налоговом периоде). Второй, кассовый метод, предполагает учет доходов и затрат по факту оплаты (данный способ не столь актуален по причине существования упрощенной системы налогового обложения - УСН).

Исчисление цены запасов

Материальные запасы могут рассчитываться либо по цене единицы товара, либо по средней величине, либо методикой ФИФО (по цене первой партии). Расчет методом ЛИФО (по стоимости последней партии) не допускается. 

Начисление основных и не материальных активов

Есть два способа расчета амортизации основных и не материальных активов организации: линейный начисление ведется постепенно в ходе использования) и нелинейный (ежемесячный пересчет с постепенным сокращением суммы). Сложность применения нелинейной методики состоит в том, что в бухучете она недопустима, вследствие чего могут возникать противоречия.

Создание резервов для оптимизации налога на прибыль

Законом допускается возможность создания резервов, что позволяет регулировать расчет налога на доходы. Резервы могут создаваться по вызывающим сомнение долгам, по гарантиям, по восстановлению основных средств, по социально значимым выплатам (например, по защите инвалидов).   

Расчет НДС

Чаще всего налог на добавленную стоимость рассчитывается по факту выгрузки (отправки товара и взаиморасчетов с покупателем). Ранее существовал также способ исчисления НДС по факту оплаты (при поступлении денег за работы, услуги), однако в настоящее время он не используется на практике. 

Заключение

УП формируется исходя из особенностей организации, фирмы или учреждения. В основополагающем для бухучета документе прописываются основные положения, правила, стандарты — по ним строится работа бухгалтеров.

Разные предприятия имеют свою специфику учета. Различается учетная политика ООО, акционерных обществ и индивидуальных предпринимателей. Свои нюансы есть в бухгалтерии сельскохозяйственных, строительных, кредитных компаний и некоммерческих организаций.

Бесплатный анализ
Расчет зарплаты
Групповые скидки
Материальная ответственность
Обратный звонок
Купить